В последнее время много кто ставит фильмы, основываясь на комиксах.
Возможно, я и ошибусь, если скажу, что первый блокбастер, снятый по мотивам комиксов был как раз самый первый «Бэтмен» с Ким Бессиджер, Джеком Николсоном и Майклом Китоном.
Но я не ошибусь, сказав, что таким фильмом он стал для меня. Первым фильмом с супергероями, комиксовой эстетикой и прочими атрибутами жанра.
Все это происходило в далеком 1989 году. Фильм, просмотренный на бытовом видеомагнитофоне безумно понравился, образы человека-летучей мыши и его ослепительной подруги-журналистки запали в душу.
Все последующие серии приходились на мой период взросления, и потому вряд ли могли произвести на меня сколь-нибудь сильное впечатление.
Несмотря на присутствие в них актеров первой величины (А. Шварценеггер, Д. деВито и пр.) – несмотря на это все, фильм оставался комиксом.
А нормальные люди комиксы читают исключительно в детстве.
Потом появились человеки-пауки, железные человеки, люди Икс…
Но в какой-то момент я решил, что с сериалом про Бэтмена и прочих супер-героев лично для меня все стало понятно.
Но я жестоко ошибался.
Совсем недавно мне попался фильм «Бетмен: Начало», снятый в 2005 году Кристофером Ноланом.
Этот режиссер смог довольно серьезно поколебать мою уверенность в том, что кино про комикс не может быть мне интересным.
Что для этого сделал Нолан? Он сделал весьма нетипичный ход.
Он пригласил в картину актеров, которых вряд ли можно было рассматривать в качестве кандидатов на исполнение ролей героев комикса.
Согласитесь, весьма нетривиальный набор – Гари Олдман, Лиам Нисон, Майкл Кейн, Морган Фримен, Рутгер Хауер…
Да и сам режиссер – далеко не игрушечный. В его копилке такие роскошные картины как «Мементо», «Бессонница» и «Престиж».
Нолан вдохнул жизнь в нарисованных героев. Исполнительский талант драматических актеров сделал рисунки комикса живыми, настоящими, цельными.
Впервые, пожалуй, комиксовые картины стали больше драматическими, чем экш-картинами.
Видимо, ход это понравился не только мне. Продюсеры картины полностью отдали ему на откуп создание картины «Темный рыцарь». Весьма редкое доверие.
В данном случае перед Ноланом стоял весьма тонкий и деликатный вопрос.
Дело в том, что роль главного злодея – Джокера в первой части исполнил блистательный Джек Николсон.
Трудно брать новую вершину. Еще труднее ту, которую брали до тебя.
Задача была не из простых.
На эту роль претендовали Пол Беттани, Робин Уильямс, Эдриен Броуди и Лэчи Халми.
Но режиссер остановил свой выбор на Хите Леджере, актере, который стал всемирно известным после исполнения роли влюбленного ковбоя в картине «Горбатая гора».
Не побоюсь утверждать, что Леджер переиграл Николсона.
То есть, он показал Джокера совсем другим. Не весельчаком, который в качестве протеста раскрашивает из баллончика полотна в галерее искусств, а отмороженного философа хауса, неуправляемого, почти непобедимого.
Его цель – не деньги и нажива.
И даже не Бетмен.
Его цель – разрушение, хаос, подмена устоев, разрушение морали.
Ему не интересен рузультат хаоса. Ему нежен сам хаос.
Вобщем, тем, кто Г. П. Климова читал – будет еще интереснее смотреть.
И если Николсон изображал полудурашливого нарисованного героя, то Леджер показал абсолютно реальное зло, которое все чаще рвется править миром в наше время.
Но зло, которое не лишено самоиронии.
Сцена выхода Джокера из взрывающейся больницы, пожалуй, одна из самых ярких в картине.
Весь фильм я был уверен, что «темный рыцарь» - это как раз про Джокера, а не про Бетмена. Уж больно подходило это определение к такому исполнению.
Конечно, дополнительного драматизма этой роли добавляло то, что Леджер почти сразу после съемок этой картины ушел в мир иной в возрасте 28 лет (по официальной версии – от передозировки прописанными медикаментами).
И, тем не менее, то, что он показывает на экране – это неописуемо.
Впрочем, остальные актеры, Гари Олдман, Майкл Кейн, Морган Фримен, Аарон Экхарт выглядят не хуже.
Конечно, роли у них не такие характерные, как Джокер, но настоящий актер, как известно, сыграет даже адресную книгу.
В одном из источников я прочитал, что Леджер основывал образ своего героя на Алексе из «Заводного апельсина» и манерах Сида Вишеса из группы «Sex Pistols».
Но лично я увидел только один источник вдохновения.
Как ни странно прозвучит, что так сыграть Джокера мог бы только Микки Рурк. Посмотрите внимательно не мимику, жесты, взгляды Джокера.
Не знаю, приглашали Великого и Ужасного на эту роль или нет, но, думаю, эффект был бы не хуже.
Фильм идет больше 2 с половиной часов. Однако, ни провалов, ни провисов нет. Смотрится легко, на одном дыхании.
Разумеется. режиссер не ушел от визуальной составляющей. Красивые виды Готтема, погони, драки – все на высшем уровне.
И, тем не менее, этот фильм – не комиксовый. Это настоящая драматическая картина.
Такой криминальный боевик с участием персонажей, наделенных некоторыми особенными способностями.
Если Вам нравится наблюдать за талантливо исполненными драматическими ролями – обязательно посмотрите этот фильм.
Нолан взял за основу игрушку, а сделал серьезную и умную вещь.
Про нас всех, про мир, который нас окружает, про добро и зло и умение отличать одно от другого.
Вы можете себе представить умный комикс? Если нет – идите и смотрите.
Всегда Ваш
Mode